Об опасности дополненной реальности уже было сказано немало. Первым устройством, которое фактически поддерживает этот тип взаимодействия, были очки Google Glass — они были привлекательной игрушкой, но из-за цены и маленькой функциональности не стали популярны даже у мажоров. Тем не менее, у них был большой потенциал для манипуляции человеком, особенно когда он находится в трудной ситуации и ждёт от очков каких-то полезных сигналов. Они способны неожиданно обмануть человека, когда у него нет времени распознать обман, и как минимум толкнуть его на неумышленное самоубийство. Так что в любом случае доверять им не стоило.

Но очки дополненной реальности «не выстрелили». При этом сама дополненная реальность со всеми своими опасностями добралась до обычных смартфонов, мощность которых неплохо подросла за последние пару лет. Пришла угроза, откуда не ждали — со стороны онлайн-игр. Причём пришла она от тех, кто ещё до эпохи массового распространения мобильных гаджетов попался на опасной манипуляции, которая уже тогда привела к жертвам. Речь о компании Нинтендо и её странном детище — «карманных монстрах», или попросту Покемонах.

Если бы некоторые СМИ не начали ещё до официального выхода игры люто, бешено форсить её, забивая все свои ленты, популярность могла бы и не случиться. Но они это делают как по команде. Зачем?

Mail.ru сходит с ума по покемонам

История, факты и спекуляции

Покемонов придумала японская компания Нинтендо, производящая игровые приставки. В середине 90-х в Японии стали популярны карманные устройства-тамагочи (виртуальный питомец — в том числе ровесник покемона Digimon), которые к концу десятилетия расползлись практически по всему миру и нашли почитателей во многих странах. Они и стали прообразом покемона (карманного монстра), который является чем-то средним между тамагочи и обычной консольной игрой. Покемон изначально не был самостоятельным культурным феноменом. Своим появлением он был обязан вышедшей в 1989 году карманной игровой консоли Game Boy — вам всем она отчасти знакома, так как упрощённой версией гейм-боя является обычный китайский тетрис.

Слева - Brick Game (китайский тетрис), справа - Nintendo Game Boy

Слева — Brick Game (китайский тетрис), справа — Nintendo Game Boy

На 1996 год запланирован выход следующего поколения консоли — Game Boy Pocket ( а на 1998 год — Game Boy Color с цветным дисплеем), и как раз в 1996 году  начинается шествие покемонов по планете. Сериал и символика покемонов должны были сделать линейке устройств Game Boy хорошую рекламу, а к выходу консоли планировался выпуск сразу нескольких игр про «карманных монстров». Но после выхода карманной игрушки выяснилось, что сопутствующие товары продаются гораздо лучше, чем сама консоль с играми. Более того — за пределами США и Японии вообще мало кто знал о существовании этих игр. Но дети бедных стран с большой охотой смотрели сериал, скупали обычные дешёвые игрушки и вещи с символикой покемона — жевачки с фишками, скейтборды, футболки с бейсболками и так далее.

Заставка сериала Pokemon на телеканале Sky One

Заставка сериала Pokemon на телеканале Sky One

Всё у Нинтендо шло замечательно, но с рекламой перестарались. Сериал, призывающий «Собрать их всех» (Gotta catch ’em all) оказался местами слишком агрессивным и разрушительным для детской психики. Элементы видеоряда, приводящие к нежелательным эффектам, попадались в разных сериях, но особенно продолжительный фрагмент попался в 38 серии данного аниме, которая была показана в Японии в 2002 году. На несколько месяцев после этого сериал был снят с эфира, так как его обвиняли в провоцировании у детей приступов эпилепсии, головокружения, тошноты и потери сознания. Количество пострадавших оценивается порядка 700 человек по всей Японии из более чем 20 миллионов зрителей. В том же году сериал был запрещён в Турции, так как его обвиняли в склонении детей к суициду (по сообщениям СМИ того времени, двое детей  получили травмы, так как пытались летать как покемоны). Позже обвинения были сняты и трансляцию возобновили.

Но и в последующие годы сериал часто обвиняли в присутствии технологий зомбирования (25-й кадр и частая смена изображений). Спекуляции на этой теме могут продолжаться и сегодня, и берут они начало из совершенно другой темы, которая много раз всплывала в 90-х. Дело в том, что некоторые игры, в частности Wolfenstein 3D (1992) и Doom (1993), Descent (1994), Strife (1995), Radix (1996) и некоторые другие, иногда вызывали у игроков приступы тошноты, потери ориентации в пространстве или признаки эпилептического припадка. То есть, некоторые сочетания цвета, частоты мерцания монитора и резкая смена сцены на экране действительно способны вызывать у какой-то части людей плохое самочувствие. Многие об этом знали, из-за чего играть подолгу запрещалось. В новом выпуске игры DOOM, вышедшем 13 мая, до сих пор присутствует напоминание о возможности ухудшения самочувствия во время игры.

Предупреждение о возможном ухудшении самочувствия во время игры - заставка DOOM (2016)

Предупреждение о возможном ухудшении самочувствия во время игры — заставка DOOM (2016)

В те годы очень много спекулировали на этой теме. Например, в газетах активно распространялся материал о том, что человека можно даже убить с помощью комбинации цвета и частоты смены изображений. Стабильно раз в год или даже чаще перепечатывалась статья о смертельном «вирусе 666», который убивает человека за компьютером с помощью эффекта 25 кадра. Надо сказать, что в конце 90-х это уже выглядело довольно смешно, т.к. в те времена давно не использовались мониторы с частотой 25 кадров.

ЭЛТ-монитор, выпущенный в начале 2000-х, уже не поддерживает частоты ниже 60 Гц

ЭЛТ-монитор, выпущенный в начале 2000-х, уже не поддерживает частоты ниже 60 Гц

Если мы посмотрим, как играется новый Pokemon Go, то во-первых на смартфоне отсутствует мерцание как таковое вообще, во-вторых большую часть экрана занимает изображение с камеры, и только малую часть — сам покемон. Поэтому данные обвинения несостоятельны, вызвать данный эффект на смартфоне (особенно при дневном свете) едва ли возможно.

Впрочем, со времени дебюта покемонов многое изменилось. Та же Нинтендо давно превратила их в самостоятельный продукт, а популярные игровые приставки уступили место обычным смартфонам.

[ Закрыть ]

Ловушки дополненной реальности

Несмотря на несостоятельность теории про 25-й кадр и прочие методы воздействия на подсознание, возможности для манипуляции у Pokemon Go всё же есть, и немаленькие. Связаны они не только с тем, что игра работает в режиме дополненной реальности, в результате чего грани реального мира окончательно стираются — в результате человек, даже находясь в опасности, перестаёт осознавать, где находится и что ему делать. Особенность состоит ещё и в том, что покемоны появляются автоматически в разных местах на карте, и их приходится ловить в различных реальных местах, наводя туда камеру телефона.

Игра Pokemon Go. Изображение с hi-tech.mail.ru

Игра Pokemon Go. Изображение с hi-tech.mail.ru

Существует проблема, которая лежит немного глубже. И кроется она в том, что игра является своеобразным картографическим сервисом. То есть, людьми управляют, показывая, куда им перемещаться на карте, чтобы «прокачаться» и наловить покемончиков. Например, вот эта сотрудница телеканала полностью находится под управлением своего смартфона и уже не понимает, где находится.

Известен случай со школьником в Чикаго, он был избит и ограблен в криминальном районе, так как не заметил, что зашёл за покемонами не туда. Преступники уже поставили это на поток, создавая на игровой карте маяки, чтобы заманивать геймеров в ловушки и грабить их. Известна масса случаев в США, когда игра чуть не довела водителей до ДТП.

Но кроме этой опасности есть и ещё одна, которой вынуждены были озаботиться даже российские власти и общественные организации, хотя официально игра в России ещё не стартовала. В США уже известно о случаях, когда игроки залазили на кладбища, мемориалы и забредали в административные здания, в связи с чем игроков пока по-хорошему просят этого не делать. Питерский атаман хочет заставить разработчиков исключить такие места из игрового пространства, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что не стоит ходить в Кремль ради карманного монстра. Совет по правам человека даже собрался, чтобы определить официальные правила игры.

Это ещё не весь маразм. В одной из статей об истории покемонов обнаруживается интересная подробность. Оказывается, к разработке картографического сервиса Pokemon Go приложил руку американец Джон Ханке, который ранее работал на правительство США и на Google (связи Google и американского правительства — отдельная тема). После этого он под крылом Google создал лабораторию Niantic, совместно с которой и была разработана данная мобильная игра.

О связях Google и правительства США

Здесь возникает вопрос, а не является ли игра ещё одним экспериментом по управлению большими массами людей? Возможно, проект зародился как раз в годы работы Ханке на правительство, которое как правило даёт таким проектам зелёный свет. И здесь мы вплотную подходим к самой главной опасности игры Pokemon Go.

Если для классического государственного переворота (майдана) нужно десятками лет загаживать людям мозги, терпеливо создавать образ врага, мобилизовать на боевые столкновения, то в данном случае для перехвата управления над массами людей достаточно, чтобы они скачали приложение. Если преступники смогли заманить массу геймеров в ловушку, почему это не могут сделать американские агенты? Ведь человек, который играет в покемонов, выключается и уже не понимает, где и что он делает. Если на карте отметить какой-нибудь важный объект, можно парализовать его работу, так как туда придут толпы геймеров.

Как ни странно, активисты требуют исключить из игрового пространства храмы и кладбища, но никто не говорит об исключении территорий воинских частей, аэропортов, больниц, автомагистралей, заводов, электростанций и других важных и опасных объектов. Если на них массово станут появляться отметки, то туда ломанётся толпа играющих — фактически начнётся штурм, и охрана объектов вынуждена будет их останавливать — возможно, жёсткими методами. И тут набегут всевозможные оппозиционеры, правозащитники, журналисты и прочие совестливые рукопожатные товарищи, которые будут вопить, что кровавый режим не даёт бедным детям поймать покемончиков. Будет хаос, в котором можно спрятать и снайперов, и террористов. И Госдеп США будет кричать, что страна, в которой это произошло, является исчадием зла и надо её бомбить.

А казалось бы, как мирно и мило всё начинается. С покемончиков…


Комментарии: 11 комментариев

  • Ветеран ФСБ считает, что за приложением Pokemon Go могут стоять спецслужбы
    http://ria.ru/society/20160715/1466696708.html

    Ветеран правильно считает, но как мы здесь выяснили, за приложением стоит Google, а за Google стоят АНБ, ЦРУ и правительство США. Правительство США «сотрудничает» c Google через председателя совета директоров Эрика Шмидта, руководителя лаборатории Niantic Джона Ханке и многих других бывших правительственных чиновников США. А для ЦРУ и АНБ в Google была сделана программа x-keyscore (как мы знаем от Сноудена), она позволяет собирать данные с помощью технологий Google, индексировать и искать их. Так что ветеран хоть и не знаком с такими деталями, но зрит в корень.

  • Это башни не противобаллистической
    защиты, они для таких, как ты!
    Это источники излучения, которое
    заставляет вас верить всему!
    Всему, что тебе говорят!
    Поэтому ты веришь телевизору,
    газетам, ротмистру Чачу!
    До сих пор веришь!
    А они лгут!
    Нееет!!!
    Ты — марионетка у них в руках, потому что
    каждый раз ты находишься под действием
    излучения!
    Ты сам этого не замечаешь!
    Ты кукла! А твои приступы энтузиазма — это
    последствия лучевых ударов, понимаешь?!
    А выродки — это те люди, которые
    не поддаются излучению, а лучевые
    удары вызывают у них боль!
    Все Неизвестные Отцы, Гай, выродки!
    Это правда.

  • Жаль, про Турцию не успеваю данные собрать — наверно только завтра будет материал.

  • Pokemon GO, хроника безумия: В Петербурге уже требуют запретить игру
    Против покемонов в России и запрета приложения в нашей стране выступили петербургские казаки из общества «Ирбис». Атаман Андрей Поляков заявил, что намерен направить соответствующее обращение в Роспотребнадзор и пожаловаться в компанию-разработчик приложения, сообщает «Радио Балтика».
    Напомним, приложение «Pokemon Go» пока официально доступно только для жителей Еропы, Австралии, США и Новой Зеландии. Но россиян это не останавливает — есть множество возможностей установить игру на свой гаджет. По данным экспертов, игра приносит разработчикам около 1,6 миллиона долларов в сутки.
    Популярность игры по всему миру просто невероятная и стала уже каким-то безумием. Даже взрослые серьезные мужчины докладывают в соцсетях, сколько и каких покемонов они поймали.

    «Пока ехал на автобусе на работу, поймал 7 покемонов. А чего добился ты?) #PokemonGO»

    «Берлин. Каждый человек, самозабвенно уткнувшийся в смартфон на Аллее Карла Маркса (самый центр), гарантировано играет в Pokemon GO»&&
    Уже известно, что до 17 июля официально запустят Pokemon GO и в России, и, похоже, количество зомби на улицах утроится.
    http://www.metronews.ru/novosti/pokemon-go-hronika-bezumija-v-peterburge-uzhe-trebujut-zapretit-igru/Tpopgn—cm8iBZcqkQaIQ/

  • Ещё одна статья про это самое — тоже справедливо: https://cont.ws/post/320013

    Настоящий зомби-апокалипсис выглядит именно так.

  • Житель американского штата Флорида открыл огонь по подросткам, которые, играя ночью в популярную игру Pokemon GO, оказались рядом с его домом. Об этом сообщает News4Jax со ссылкой на отчет полиции
    Инцидент произошел в субботу, 16 июля, в городе Палм-Коуст. По словам пресс-секретаря шерифа округа Флэглер Джеймса Тройано, домовладелец проснулся около 01:30 по местному времени от шума на улице и заметил автомобиль, который стоял возле его дома.
    Вооружившись пистолетом, мужчина подошел к машине, в которой сидели двое подростков. По словам домовладельца, ему послышалось, как один из них сказал: «У тебя есть что-нибудь». После этого мужчина навел пистолет на подростков и приказал им не двигаться. Когда те, по словам мужчины, поехали в его сторону, он открыл стрельбу, но, тем не менее, подростки успели скрыться.
    Домовладелец не стал сообщать о случившемся в правоохранительные органы. В полицию утром обратилась мать одного из тинейджеров после того, как заметила пулевые отверстия в своей машине. При этом она заявила, что подростки лишь играли на смартфонах в Pokemon GO.
    Pokemon GO — игра с элементами дополненной реальности для гаджетов на базе Android и iOS, вышедшая 6 июля. Ее целью является охота на покемонов и их последующая тренировка.
    За короткий срок она приобрела широкую популярность по всему миру. Иногда ловцы в погоне за персонажами получают травмы и попадают в аварии. В разных странах против игры выступают религиозные и прочие активисты.
    https://news.rambler.ru/incidents/34204621/

  • И что….пора готовить зимовье…подальше от людей?

  • АУ, люди вы чего, давно есть подобные игрушки, к примеру Ингресс, и ещё куча подобных…
    Это то же самое, что собственный навигатор обвинять в гос. измене потому-что он неправильно проложил маршрут, а посередине леса нарисовался шлагбаум

    • Ингресс создан теми же разработчиками, а конкретно к нему тоже приложил руку Ханке. Так что в ту же кучу и его.

      Главное отличие навигатора в том, что человек сам на нём отмечает цель, а в этих играх цель отмечает некто неизвестный. Зачем он это делает, известно только ему. Ну а так да — это же просто игра. Правда, однажды она может по-настоящему устроить массовое жертвоприношение своих игроков. Как-то не хочется, чтобы до этого дошло.

  • Мне кажется, что подобные «игрушки», скорее всего, относятся к средствам подготовки к уничтожению «избыточного» населения, наряду с такими «лекарствами», как наркотики.
    Центр-то один и тот же. Цель одна. Средства разные.

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста